г. Киев, ул. Феодоры Пушиной, дом 8А, офис 618

Рекомендации по разработке уставов общественных объединений

«Рекомендовано »
7 июня 2013
Методическим советом по вопросам регистрации
общественных объединений
при Государственной регистрационной службе Украины
Рекомендации по разработке уставов общественных объединений

Вступительное слово от разработчиков.

Идея разработки рекомендаций по разработке уставов для общественных объединений конура высказана участниками семинаров -тренингов , проводимых в 2012 году Укргосреестром совместно с Координатором проектов ОБСЕ в Украине с целью оказания помощи общественным организациям и союзам в понимании требований нового Закона Украины « Об общественных соединения » .

Вниманию предлагаются Рекомендации к содержанию устава , а не модельный устав , поскольку Закон не дает полномочий одном государственном органа разрабатывать и утверждать такой документ .

Практика работы органов регистрации по старому Закону Украины « Об объединении граждан» , который утратил силу с 1 января 2013 , свидетельствовала о неоднозначное толкование соответствующих норм старого закона как органами регистрации и налоговыми органами , так и учредителями объединений граждан .

Кроме того , различными законами предусмотрены ( прямо или косвенно) требования к уставным документам общественных объединений , то к уставной деятельности общественных объединений , которая должна быть предусмотрена их уставами .

Зато исходим из того , что законами Украины должны быть определены только ограничения на свободу объединения (статьи 11 ЕКПЧ , статья 36 Конституции Украины ) , а не способ реализации уставных задач.

Рекомендации в устав содержат комментарий к определенному Законом обязательного содержания устава и обобщения норм этого и других законов , которые должны быть (или могут быть ) отражены в уставе.

Важной новеллой Закона является обязательное указание в уставе сведений о порядке отчетности руководящих органов общественного объединения перед его членами ( участниками) . Эта норма была предложена разработчиками Закона Украины « Об общественных объединениях » ( далее - Закон ) в связи с отсутствием в процессуальных законах порядка обжалования членами общественных объединений решений их уставных органов.

При разработке уставов общественных объединений следует использовать эти рекомендации и учитывать специфику каждого отдельного общественного объединения в зависимости от цели и направления его деятельности.

I. Составление текста устава.

Устав общественного утверждается на учредительном собрании учредителей.

Согласно статье 11 Закона уставы общественных объединений должны содержать следующие разделы:

  • общие положения;
  • наименование общественного объединения и при наличии сокращенное наименование;
  • цель ( цели) и направления деятельности общественного объединения;
  • порядок приобретения и прекращения членства ( участия) в общественном объединении , права и обязанности его членов (участников);
  • полномочия руководителя высшего органа управления , других органов управления (далее - органы ) общественного объединения , порядок их формирования и изменения состава , срок полномочий , а также порядок определения лица , уполномоченного представлять общественное объединение , и ее замены ( для общественных объединений , не имеющих статуса юридического лица);
  • порядок отчетности руководящих органов общественного объединения перед его членами ( участниками);
  • порядок обжалования решений , действий, бездеятельности руководящих органов общественного объединения и рассмотрения жалоб;
  • источники поступления и порядок использования средств и другого имущества общественного объединения;
  • порядок создания , деятельности и прекращения деятельности обособленных подразделений общественного объединения (в случае их создания общественным объединением , которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица);
  • порядок внесения изменений в устав;
  • порядок принятия решения о самороспуске или реорганизации общественного объединения , а также по использованию его средств и другого имущества, оставшегося после самороспуска - для общественного объединения , которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица.

В уставе общественных объединений могут быть предусмотрены дополнительные положения, касающиеся создания, деятельности и роспуска или реорганизации общественного объединения , не противоречащие закону.

1.1. Общие положения.

Статьей 1 Закона, в частности , определено, что:

общественное объединение - это добровольное объединение физических лиц и / или юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод , удовлетворения общественных , в частности экономических , социальных , культурных , экологических и других интересов .

общественное объединение по организационно-правовой форме образуется как общественная организация или общественный союз .

общественная организация - это общественное объединение , учредителями и членами (участниками ) которого являются физические лица.

общественный союз - это общественное объединение , учредителями которого являются юридические лица частного права , а членами ( участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица.

В зависимости от того, кто является учредителями и членами общественного объединения принимаются решения о создании общественной организации (учредителями и членами ( участниками) являются физические лица) или общественного союза ( учредителями являются юридические лица частного права , а членами ( участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица ).

Общественная организация ( или общественный союз ) « _________________ » ( указать собственное общественной организации (или общественного союза )) является добровольным общественным объединением , которое здийснюе____________________________ ( указать основную цель деятельности) .

Общественная организация ( или союз ) создана ( указать решение, которым создано общественное объединение ) ( указать орган, который принял решение о создании ) от _____ № _____ . (в случае правопреемства следует указывать следующие сведения: ОО является правонаступником______________________ ( указать юридическое лицо, ликвидировалась ) _______________________ ( указать вид распорядительного акта ) ________________________________ ( указать орган, который его выдал) от _______ № ___________) .

Общественная организация ( или союз) в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины , Законом Украины « Об общественных объединениях » , другими нормативно - правовыми актами , а также настоящим Уставом .

Наименование общественного объединения и при наличии - сокращенное наименование.

Наименование общественного объединения состоит из двух частей - общей и собственной названий . В общем названии указывается организационно - правовая форма общественного объединения ( « общественная организация » , « общественная союз » ).

Это требование связано с общими требованиями к наименованию юридических лиц, установленные статьей 90 Гражданского кодекса и детализированные Приказом Министерства юстиции Украины от 05.03.2012 № 368/ 5 « Об утверждении Требований относительно написания наименования юридического лица или его обособленного подразделения » , зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 05.03.2012 за № 367/ 20680.

В отличие от практики по старому закону , который допускал такие названия : «Всеукраинская общественная организация« Всеукраинский союз предпринимателей » , новый Закон запрещает такое наименование , и оно должно преподаваться таким образом : « общественная организация « Всеукраинский союз предпринимателей».

Наименование общественного объединения излагается на государственном языке. Общественное объединение может также изложить свое собственное название , наряду с государственным языком , иностранным языком или языком меньшинства.

Следует обратить внимание на то , что переводится на наименование , а название . Итак , из названия « общественная организация« Друзья леса » будет переведена только собственное « Друзья леса » .

Имя собственное общественного объединения не должна быть тождественной именам других зарегистрированных общественных объединений или общественных объединений , сообщения которых принято в установленном настоящим Законом порядке.

Эта норма призвана ограничить злоупотребления известными « брендами » недобросовестными гражданами. Поэтому , в случае , если имеется общественный союз с собственным названием , например , «Объединение ученых цивилистов » , а поданные на регистрацию документы общественной организации «Союз ученых цивилистов » , в регистрации такого общественного объединения должно быть отказано.

Имя собственное общественного объединения не может содержать:

    • 1) наименование органа государственной власти , органа власти Автономной Республики Крым , органа местного самоуправления , составных наименований этих органов ( министерство , агентство , служба , инспекция , комитет , администрация , прокуратура , суд) ;

 

    • 2 ) собственное общественного объединения , деятельность которого запрещена в судебном порядке (в течение трех лет после вступления соответствующего решения суда в законную силу ) ;

 

 

    • 3 ) другие обозначения , использование которых ограничено законом .

 

 

Имя собственное общественного объединения не может содержать слова «государственный » , « коммунальный » и производные от них. Имя собственное учебного заведения , учреждения или организации в собственном названии общественного объединения может использоваться только с согласия соответствующего учебного заведения , учреждения или организации. Для реализации этой нормы к документам , определенных частью третьей статьи 12 и частью шестой статьи 14 следует подавать также письменное согласие соответствующего учебного заведения , учреждения или организации на использование в собственном названии общественного объединения собственного учебного заведения , учреждения или организации.

 

Запрещается использование в собственном названии общественного объединения исторических государственных наименований , перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Имя собственное общественного объединения должно содержать информацию о статусе общественного объединения ( «детское » , « молодежное » , « всеукраинское » ) и может содержать информацию о его вид ( « экологическое » , « правозащитное » и др.) . Поэтому, для вновь молодежной общественной организации наименование должно преподаваться , например , следующим образом: « общественная организация« Молодежное объединение ГРУППА » . Общественное объединение со статусом «детское » и « молодежное » образуется в порядке , определенном Законом , с учетом действующего Закона Украины « О молодежных и детских общественных организациях » . Если общественная организация уже при создании планирует приобрести всеукраинского статуса , ее учредители обязаны указать слово « всеукраинская » в собственном названии . Поэтому , наименование общественной организации должно быть изложено следующим образом ( пример) : «Общественная организация« Всеукраинская организация защитников бездомных животных ».

Имя собственное общественного объединения может содержать имя ( псевдоним ) физического лица при условии письменного согласия этого лица или его наследников , заверенной в установленном законом порядке , если иное не предусмотрено законом.

Общественное объединение имеет право на использование своего наименования с момента регистрации или принятия в установленном настоящим Законом порядке сообщения о его образовании . Запрещается использование наименования общественного объединения физическими и юридическими лицами , которые не принадлежат к этому общественного объединения , без согласия такого общественного объединения для целей, не связанных с деятельностью этого общественного объединения.

Общественное объединение может иметь сокращенное наименование, определяется решением его учредительного собрания или высшего органа управления - съезда , конференции , общего собрания и т.д. (далее - высший орган управления).

Изменение наименования общественного объединения осуществляется на заседании высшего органа управления такого объединения с соблюдением требований закона и устава объединения ( при наличии ).

1.2. Правовой статус общественного объединения.

Общественное объединение по организационно-правовой форме образуется как общественная организация или общественный союз.

Общественное объединение может осуществлять деятельность со статусом юридического лица или без такого статуса. Общественное объединение со статусом юридического лица является непредпринимательским обществом , основной целью которого является получение прибыли.

С момента государственной регистрации в установленном законодательством порядке общественное объединение приобретает статус юридического лица , может иметь самостоятельный баланс , счета в учреждениях банков , в том числе и иностранной валюте.

Общественное объединение со статусом юридического лица может иметь собственную символику ( эмблему , другой опознавательный знак , флаг , утверждаемой в соответствии с уставом и подлежит регистрации в порядке, установленном законодательством.

Общественное объединение пользуется равными правами и несет обязанности , связанные с его деятельностью , имеет печать со своим наименованием , бланки , штампы и другие реквизиты.

Общественное объединение со статусом юридического лица вправе приобретать имущественные и личные неимущественные права , а также является стороной в судах общей юрисдикции и юрисдикционных органах других государств.

Общественное объединение осуществляет свою деятельность на принципах добровольности , самоуправления , свободного выбора территории деятельности , равенства перед законом , отсутствие имущественного интереса членов (участников ) , прозрачности , открытости и публичности.

Общественное объединение со статусом юридического лица может получать всеукраинский статус в порядке, определенном законодательством.

1.3. Цель ( цели) и направления деятельности общественного объединения.

В этом разделе устава следует исходить из содержания статьи 36 Конституции Украины и установленного Законом определения, общественное объединение - это добровольное объединение физических лиц и / или юридических лиц частного права для осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения общественных, в частности экономических, социальных, культурных, экологических и других интересов .

Если учредители цель осуществления и защиты прав и свобод, удовлетворения собственных или общественных интересов в конкретной ( конкретных ) сферах, они определяют цель ( цели) и направления с учетом соответствующих законов.

Например, если учредители целью наблюдения за избирательным процессом. Тогда, следует учесть законы Украины о выборах соответствующего уровня.

Так, согласно статье 59 Закона Украины « О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым , местных советов и сельских, поселковых, городских голов» официальными наблюдателями могут быть( 1 ) всеукраинские общественные организации,( 2 ) зарегистрированы Центральной избирательной комиссией в определенном ею порядке.

В уставе это может быть изложено следующим образом: « Цель ( цели) общественной организации - осуществление и защита прав и свобод , удовлетворения общественных , в частности экономических , социальных , культурных , экологических и других интересов граждан Украины при осуществлении своих политических прав.

На реализацию цели ( целей) общественная организация осуществляет следующую деятельность:

Осуществляет официальное наблюдение за выборами».

Или общественное объединение создается только с целью защиты прав потребителей . Тогда следует также руководствоваться специальным Законом Украины « О защите прав потребителей » и определенным им объемом прав институтов гражданского общества.

Цель ( цели) и направления деятельности могут быть широкими ( универсальными ), однако, учитывать требования Налогового кодекса Украины ( пункта 157.15 ), а именно: уставные документы неприбыльных организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов их деятельности, которые не предусматривают получения прибыли согласно нормам законов, регулирующих их деятельность.

Для реализации поставленной цели (целей ) общественного объединения в уставе указываются задачи ( направления деятельности ) общественного объединения.

Для достижения уставных целей и выполнения уставных задач общественное объединение в установленном законодательством порядке имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели ( цели);

обращаться в порядке, определенном законом, в органы государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц с предложениями ( замечаниями ), заявлениями ( ходатайствами ), жалобами;

получать в порядке , определенном законом , публичную информацию, находящуюся во владении субъектов властных полномочий , других распорядителей публичной информации ;

участвовать в порядке , определенном законодательством , в разработке проектов нормативно - правовых актов, издаваемых органами государственной власти , органами власти Автономной Республики Крым , органами местного самоуправления и к сфере деятельности общественного объединения и важным вопросам государственной и общественной жизни ;

проводить мирные собрания;

осуществлять иные права, не запрещенные законом.

Общественное объединение со статусом юридического лица имеет право:

  • быть участником гражданско - правовых отношений , приобретать имущественные и неимущественные права в соответствии с законодательством;
  • осуществлять в соответствии с законом предпринимательскую деятельность непосредственно , если это предусмотрено уставом общественного объединения , либо через созданные в порядке , предусмотренном законом , юридические лица (общества , предприятия) , если такая деятельность соответствует цели ( целям ) общественного объединения и способствует ее достижению ;
  • учреждать в целях достижения своей уставной цели ( целей) средства массовой информации;
  • участвовать в осуществлении государственной регуляторной политики в соответствии с Законом Украины " Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности ";
  • участвовать в порядке , определенном законодательством , в работе консультативных , совещательных и других вспомогательных органов, образуемых органами государственной власти , органами власти Автономной Республики Крым , органами местного самоуправления для проведения консультаций с общественными объединениями и подготовки рекомендаций по вопросам, касающимся сферы их деятельности .

Общественное объединение со статусом юридического лица , созданная им юридическое лицо ( общество , предприятие) может быть исполнителем государственного заказа в соответствии с законом.

1.4. Порядок приобретения и прекращения членства ( участия) в общественном объединении , права и обязанности его членов ( участников).

При написании устава следует учитывать , что в соответствии со статьей 1 Закона общественная организация - это общественное объединение , учредителями и членами (участниками ) которого являются физические лица; общественный союз - это общественное объединение , учредителями которого являются юридические лица частного права , а членами ( участниками) могут быть юридические лица частного права и физические лица.

Статья 8 определяет , что членами ( участниками) общественной организации , кроме молодежной и детской , могут быть лица , определенные частью первой статьи 7 настоящего Закона , достигшие 14 лет. Возраст членов молодежной , детской организации определяется ее уставом в пределах , установленных законом. Членами ( участниками) общественного союза могут быть юридические лица частного права , в том числе общественные объединения со статусом юридического лица , физические лица , достигшие 18 лет и не признаны судом недееспособными.

Статья 3 Закона также определяет , принципы создания и деятельности общественных объединений , в частности:

добровольности , который предусматривает право лица на свободное участие или неучастие в общественном объединении , в том числе в его образовании , вступлении в такое объединение или прекращении членства ( участия) в нем ;

самоуправления - предусматривает право членов (участников ) общественного объединения самостоятельно осуществлять управление деятельностью общественного объединения в соответствии с его целью (целей ) , определять направления деятельности , а также невмешательство органов государственной власти , других государственных органов , органов власти Автономной Республики Крым , органов местного самоуправления в деятельность общественного объединения , кроме случаев , определенных законом ;

отсутствии имущественного интереса - предусматривает , что члены (участники ) общественного объединения не имеют права на долю имущества общественного объединения и не отвечают по его обязательствам . Доходы или имущество (активы ) общественного объединения не подлежат распределению между его членами (участниками ) и не могут использоваться для выгоды любого отдельного члена (участника ) общественного объединения , его должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия);

прозрачности , открытости - предусматривает право всех членов (участников ) общественного объединения иметь свободный доступ к информации о его деятельности , в том числе о принятых общественным объединением решения и осуществлены мероприятия , а также обязанность общественного объединения обеспечивать такой доступ ;

публичность означает , что общественные объединения информируют общественность о своих цель ( цели) и деятельность.

Статья 5 Закона определяет гарантии права на свободу объединения, в частности , каждый человек имеет право добровольно в любое время в порядке , установленном уставом , приостановить членство ( участие ) в общественном объединении.

Важно , что согласно статье 7 Закона полномочия учредителя общественного объединения заканчиваются после принятия решения о регистрации или принятия сообщения о создании общественного объединения в установленном настоящим Законом порядке.

Обращаем внимание на отсутствие в Законе понятие « коллективный член » . Поэтому общественные организации , зарегистрированные до 1 января 2013 , при внесении изменений в устав должны выписывать членство согласно своему статусу ( учредителями участниками являются физические лица ) . Это чревато внесении изменений и в другие разделы устава , например в части правомочности высшего руководящего органа , на котором делегатами или участниками будут исключительно «индивидуальные » члены .

Предложения в редакцию раздела:

« ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ . ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ . ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЛЕНСТВА

... Членами Организации могут быть граждане Украины , иностранцы и лица без гражданства, достигшие 18- летнего возраста и активно способствуют выполнению уставных задач Организации . Членство в Организации является фиксированным и подтверждается записью в реестре членов.

... Совет Организации принимает решение о принятии лица в члены Организации и вносит соответствующую запись в Реестр членов Организации не позднее чем через два месяца после получения письменного заявления, в котором лицо подтверждает обязательство выполнять Устав , а также согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с уставными задач и действующего законодательства .

Совет Организации вправе отказать в принятии лица в члены .

Совет Организации вправе делегировать право принятия в члены обособленным подразделениям Организации или другим уставным органам .

... Члены Организации имеют право:

1) принимать участие в уставной деятельности и мероприятиях Организации ;

2) принимать участие в Конференции , избирать и быть избранными в руководящие органы Организации ;

3 ) вносить предложения , заявления и жалобы в руководящих органов ;

4 ) получать информацию и объяснения относительно деятельности Организации , при условии защиты конфиденциальной информации и персональных данных ;

5) иметь доступ к финансовым и другим отчетам Организации ;

6 ) добровольно прекращать членство в Организации .

... Члены Организации обязаны:

1) выполнять требования Устава и решения руководящих органов , связанные с выполнением уставных задач Организации ;

2 ) содействовать выполнению уставных задач Организации ;

3 ) пропагандировать идеи , цели , уставные задачи и деятельность Организации ;

4 ) выполнять требования руководящих органов Организации , обособленного подразделения , в котором член находится на учете , о порядке и условиях использования персональных данных и другой информации , которая является конфиденциальной ;

5 ) платить членские взносы.

... Совет имеет право принимать решение о принятии других лиц, способствовали выполнению уставных задач Организации в течение не менее 12 месяцев , в почетные члены на основании рекомендации не менее двух членов Организации . Почетные члены имеют право принимать участие в Конференции с правом совещательного голоса.

... Совет имеет право устанавливать отличия , другие средства общественного поощрения для членов Организации и других лиц , которые способствовали выполнению уставных задач Организации .

... Прекращение членства в Организации осуществляется на основании :

1 ) письменного заявления члена , представленного в Совет Организации или другого уставного органа Организации , которым было принято решение о приеме лица в члены ;

2 ) решение Совета или уполномоченного им органа.

Членство в Организации прекращается в случае смерти лица.

Прекращение членства не является основанием для прекращения или невыполнение каких-либо обязательств по гражданско - правовых или трудовых договоров.

Прекращение членства влечет прекращения пребывания лица в должности.

... Совет или уполномоченный им орган принимает решение об исключении члена в случае:

1 ) неоднократного нарушения требований Устава ;

2 ) совершение действий или бездействия , несовместимых с целью Организации ;

3 ) совершение действий или бездействия , которые наносят значительный имущественный или неимущественный ущерб Организации ;

4 ) неучастия в деятельности Организации в течение 12 предыдущих месяцев.</>p

... Жалобы на решения, действия или бездействие руководящих органов , связанных с приобретением и прекращением членства правами и обязанностями членов , рассматриваются очередной Конференции . Если очередная Конференция уполномочит другой постоянный или временный орган , жалобы рассматриваются в течение двух месяцев после того , как лицо узнало или должно было узнать о указанные решения, действия или бездействие .

1.6 . Руководящие органы общественного объединения: перечень , полномочия , порядок их формирования и изменения состава , срок полномочий , а также порядок определения лица , уполномоченного представлять общественное объединение , и ее замены ( для общественных объединений , не имеющих статуса юридического лица ) , периодичность заседаний и процедура принятия решений руководящими органами общественного объединения , в том числе путем использования средств связи

Общественное объединение самостоятельно определяет структуру органов управления общественным объединением и контроля , порядок их формирования (назначение или избрание ) , срок полномочий и т.п. .

Следует учитывать , что отдельные полномочия руководящих органов прямо предусмотренных Законом : в статье 10 о наименовании общественного объединения , статьи 14 относительно принятия решений об изменениях , статьи 16 относительно принятия решения о приобретении статуса юридического лица общественным объединением , статьи 24 о собственности ; статьях 25, 26 , 29 о прекращении общественного объединения и т.п. . Отдельные полномочия предусмотренные разделом V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Закона . Эти полномочия не могут быть переданы другим органам управления .

Руководящими органами общественного объединения могут быть :

Высшим коллегиальным органом управления - Общее собрание , конференция , Съезд т.п. . Высший коллегиальный орган управления состоит из непосредственно членов, обеспечивается их непосредственном участии , или уполномоченных представителей членов - делегатов , избираемых локальными коллегиальными органами .

Для высшего коллегиального органа управления , на котором присутствуют непосредственно члены общественного объединения , присущее определение квалифицированного большинства для принятия решений , исходя из простого большинства ( 50 +1 ) , или 2/ 3 или ¾ от присутствующих на заседании членов . Часто в уставах требуется 2 /3 или ¾ голосов ключевые для организации решения : изменения в уставе или прекращения. Для созыва такого высшего органа исполнительный орган в своем решении должен определить дату , конкретное время и место ( адрес ) проведения вышестоящего органа.

Для численного общественного объединения , которое имеет обособленные подразделения , как правило высший коллегиальный орган управления формируется из числа делегатов от членов, учет которых ведут обособленные подразделения . Для созыва такого высшего органа исполнительный орган в своем решении обязательно должно , кроме вышеприведенного , указать норму представительства делегатов от обособленных подразделений . Такая норма может быть фиксированная (по 1 делегату от обособленного подразделения ) или зависеть от количества членов , состоящих на учете в обособленном подразделении . Таким образом общественное объединение обеспечивает пропорциональность представительства .

Устав должен предусмотреть порядок созыва высшего органа. Как правило - это полномочия исполнительных органов. А в случаях , когда необходимы срочные решения по контролирующих уставных органов - они также могут быть органом созыва высшего органа.

Необходимо четкое определение периодичности созыва высшего органа , поскольку с этим связаны сроки полномочий выборных органов или должностных лиц , реализация членами общественного объединения своих прав на избрание и контроль . Общее собрание , Съезд , Конференция может быть очередным или внеочередным . Основание , процедура созыва и проведения вне высшего коллегиального органа управления должно быть так же детально прописана.

Исполнительным органом может быть Совет , Правление , Дирекция т.п.. Таких органов может быть несколько , например Совет и Президиум Совета . Формирование таких органов может быть различным . Например , Совет может состоять из определенных лиц « по должности» : руководителей обособленных подразделений , руководителя и его заместителей. Обращаем внимание , что если лицо входит в исполнительный орган « по должности» , то не следует указывать также о ее избрания в этот орган . Иначе возникнет толкованиях устава и полно важности этого лица . Поэтому , если в пунктах устава о формировании исполнительного органа прописывается его формирования « по должности» , то в пунктах устава о высший коллегиальный орган управления не следует писать об избрании этих лиц.

Руководителем общественного объединения может быть Президент , Председатель , Исполнительный директор и т.п. . Может быть несколько руководителей ( Сопредседатели ) , но следует четко выписать полномочия каждого из них.

Контролирующим органом может быть : Контрольно - Ревизионная комиссия , Ревизионная комиссия Ревизор Наблюдательный совет .

Обращаем внимание , что те вопросы , которые Законом отнесены к ведению устава , не могут регулироваться решениями уставных органов ( например , расширять полномочия руководящих органов общественного объединения , сроки полномочий , процедуру созыва или формирования, порядок приема или исключения из членов ).

Руководящие органы общественного объединения имеют право утверждать внутренние правила , процедуры (регламенты ) , создавать и прекращать консультативные , совещательные , постоянные и временные органы по направлениям деятельности , утверждать положения об этих органах , а также выбирать , назначать или замещать членов этих органов.

Члены других постоянных и временных органов могут участвовать в заседаниях руководящего органа общественного объединения, создал эти постоянные и временные органы , с правом совещательного голоса .

Членами Совета / Правления , а также других постоянных и временных органов общественного объединения могут быть лица , которые не являются членами общественного объединения, если это допускает устава общественного объединения .

В уставе могут быть предусмотрены особенности процедуры принятия решений . Если отдельные члены руководящего органа письменно сообщили в начале заседания руководящего органа о невозможности принять личное участие в заседании , они имеют право голосовать с использованием средств связи (телефон , электронная почта , Интернет и т.п. ) одновременно или до момента окончания заседания .

В случае проведения письменного опроса с помощью электронной почты решение считается принятым , если за него проголосовали в письменной форме не менее 60 % членов руководящего органа. Члены руководящего органа управления обязаны письменно подтвердить результаты своего голосования или отказ от голосования не позднее трех рабочих дней с даты направления вопрос .

Относительно решений об избрании или утверждении состава руководящих органов или совещательных или консультативных органов общественного объединения , а также о досрочном прекращении полномочий этих органов учитываются только результаты личного голосования .

Очередное Общее собрание / Конференция созывается Советом / Правлением один раз в течение календарного года. Совет / Правление уведомляет членов общественного объединения о времени и месте очередного Общего собрания / конференции не позднее чем за 10 рабочих дней до их проведения .

Очередное Общее собрание / Конференция вправе принимать решения , если в голосовании принимают участие большинство от всех членов общественного объединения , состоящих на учете в день проведения Общего собрания / конференции.

Совет / Правление созывает внеочередное Общее собрание / Конференция на основании собственного решения , а также в случае получения письменного требования не менее 20 % членов .

Совет / Правление уведомляет членов общественного объединения о времени и месте внеочередного Общего собрания / конференции не позднее чем через 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения или получения письменного требования об их созыве .

Члены общественного объединения , в случае невыполнения Советом / Правлением соответствующего письменного требования , сообщают членов общественного объединения о времени и месте внеочередного Общего собрания / Конференции в соответствии с Уставом самостоятельно.

Общее собрание / Конференция принимает решения простым большинством голосов членов , участвующих в голосовании. Решение о внесении изменений в устав , самороспуск или реорганизации принимается 2 /3 ( 3 /4 ) голосов членов , участвующих в голосовании , но не менее 75 % общего количества членов.

К исключительной компетенции Общего собрания / конференции относится принятие решений о:

  • утверждении изменений и дополнений в Устав ; утверждение регламента проведения Конференции ;
  • утверждение основных направлений , планов и программ деятельности общественного объединения ;
  • утверждение годовых бюджетов , балансов , финансовых и других отчетов руководящих органов ;
  • избрание членов Совета / Правления , Ревизионной комиссии / Контрольно - ревизионной комиссии / Наблюдательного совета;
  • участие общественного объединения в других юридических лицах , а также в объединениях юридических лиц;
  • создания и прекращения обособленных подразделений общественного объединения ;
  • распоряжения имуществом общественного объединения , делегирование отдельных полномочий другим органам или лицам ( кроме законами отнесенные к полномочиям высшего руководящего органа) ;
  • проведения независимого финансового или иного аудита общественного объединения ;
  • принятия решения о самороспуске / реорганизации .

Общее собрание / Конференции имеет право принимать решения по другим вопросам , которые не относятся к компетенции других руководящих органов общественного объединения .

Решение Общего собрания / конференции оформляются протоколом , который подписывается Председателем и секретарем .

Для общественных объединений , не имеющих статуса юридического лица , лицо уполномоченное представлять общественное объединение , определяется на учредительном собрании учредителей такого общественного объединения . В дальнейшем такое лицо меняется ( переизбирается ) также на высшем коллегиальном органе управления , если иное не предусмотрено уставом.

Совет / Правление является постоянно действующим руководящим органом общественного объединения в период между очередными Общими сборами / конференциями .

Совет / Правление избирается на два года в составе не менее трех членов . Члены Совета / Правления могут быть переизбраны на следующий срок.

Если член Совета / Правления подает письменное заявление о прекращении полномочий или теряет способность выполнять обязанности по другим причинам - в связи с чем количество членов Совета / Правления становится меньше , чем определено уставом , Совет / Правления большинством голосов назначает ( кооптирует ) нового члена на срок до очередного Общего собрания / конференции общественного объединения . Решение Совета / Правления , принятые в кооптирован составе , имеют ту же юридическую силу , что и решение Совета / Правления , избранных Съездом / Конгференциею .

Совет / Правление правомочно :

  • определять конкретные задачи и формы деятельности общественного объединения в соответствии с уставом и решениями Конференции ;
  • утверждать и изменять оперативные и финансовые планы , составлять годовые бюджеты , балансы и отчеты общественного объединения ;
  • устанавливать порядок финансирования и других форм реализации уставных задач ;
  • принимать решения об учреждении и прекращении деятельности предприятий , учреждений , организаций , а также о приобретении и распоряжения недвижимым имуществом общественного объединения ;
  • утверждать символику , определять порядок ее использования и хранения ;
  • утверждать образцы и описания бланков , штампов , печатей .

Заседание Совета / Правления созываются руководителем общественного объединения не реже одного раза в три месяца , или в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления члена Совета / Правления о необходимости созыва заседания Совета / Правления .

Заседание Совета / Правления правомочно , если в нем принимает участие большинство членов .

Решение Совета / Правления принимаются простым большинством голосов лиц, принимающих участие в голосовании , если Совет / Правления не сочтет квалифицированное большинство . Решение Совета / Правления оформляются протоколом хранятся секретарем.

Руководитель осуществляет руководство текущей деятельностью общественного объединения в соответствии с законодательством , Уставом, решениями руководящих органов управления .

Руководитель назначается Конференцией / Съездом или Советом / Правлением сроком на два года. Орган, выбрал / назначил руководителя , вправе досрочно прекратить полномочия руководителя на основании:

  • письменного заявления руководителя ;
  • вступления руководителя на государственную или иную публичную службу ;
  • задачи решениями , действиями или бездействием руководителя значительного имущественного или неимущественного вреда общественного объединения .

До назначения или замещение руководителя исполнительным органом его полномочия осуществляет Председатель исполнительного органа (другое лицо, определенное уставом , например заместитель руководителя ).

Руководитель обладает полномочиями:

  • официально представлять общественное объединение без доверенности в органах государственной власти , органах местного самоуправления , а также в отношениях с другими лицами в Украине и в других государствах ;
  • заключать от имени общественного объединения договоры и другие сделки с учетом ограничений , установленных Уставом или решениями Конференции / Съезда ;
  • обеспечивать выполнение решений и поручений руководящих органов управления общественного объединения;
  • открывать и закрывать счета общественного объединения в банках и других финансовых учреждениях , подписывать банковские и другие финансовые документы ;
  • утверждать штатное расписание , заключать трудовые и гражданско - правовые договоры , увольнять работников в соответствии с законодательством , выдавать приказы и другие обязательные для работников общественного объединения акты и управлять их деятельностью;
  • отчитываться руководящим органам управления о текущей деятельности общественного объединения ;
  • принимать решения по другим текущим вопросам деятельности общественного объединения и осуществлять другие административные функции, направленные на реализацию уставных задач общественного объединения .

Руководитель имеет право назначать временного заместителя и выдавать другим лицам доверенности на совершение юридических действий от имени общественного объединения .

Контрольно - Ревизионная комиссия / Ревизионная комиссия / Ревизор / Наблюдательный совет ( контрольный орган) консультативные и контрольные полномочия по вопросам финансовой деятельности и целевого использования активов общественного объединения .

Контрольный орган избирается Общим собранием / Конференцией на два года в составе не менее трех членов, избирают председателя и секретаря . Члены других руководящих органов и работники общественного объединения не могут быть членами Контрольного органа.

Контрольный орган созывается его председателем по крайней мере два раза в год , а также в течение 10 дней по письменному запросу Совета / Правления или 5 % членов общественного объединения .

Решение Контрольного органа принимаются простым большинством голосов членов Ревизионной комиссии.

Контрольный орган полномочия :

  • вносить предложения по финансовой деятельности и использования активов общественного объединения ;
  • составлять заключения о финансовой деятельности и использования активов общественного объединения до утверждения Общим собранием / Конференцией годовых бюджетов , балансов , финансовых и других отчетов руководящих органов ;
  • составлять заключения по другим вопросам по представлению руководящих органов общественного объединения ;
  • проводить периодические и специальные проверки финансовой деятельности и использования активов общественного объединения , привлекать независимых экспертов к указанных проверок .

1.7 . Порядок отчетности руководящих органов общественного объединения перед его членами ( участниками)

Учитывая , что общественные объединения действуют осуществляют свою деятельность на принципах самоуправления , что предусматривает право самостоятельно осуществлять управление общественным объединением , а также не вмешательство органов государственной власти других государственных органов , органов АР Крым , органов местного самоуправления в деятельность общественных объединений , то органы ( Совет / Правления , Президент / Исполнительный директор и т.д. ) обязательстве периодически отчитываться перед членами общественного объединения на общем собрании / Конференции по вопросам, связанным с реализацией возложенных на них полномочий и осуществления уставных задач общественного объект единения.

Ежегодный отчет по выполнению уставных задач подлежит обнародованию в течение 30 дней со дня озвучивания.

Все органы общественного объединения имеют в 30 дня сроки давать ответы письменно или по электронной почте на запросы членов общественного объединения о деятельности руководящих органов и реализации уставных задач.

Руководящие органы общественного объединения должны обеспечить для членов общественного объединения свободный доступ к информации об их деятельности , в том числе о принятых решениях и о совершении уставные задачи .

1.8 . Порядок обжалования решений , действий, бездеятельности руководящих органов общественного объединения и рассмотрения жалоб.

Для защиты прав членов общественного объединения Законом определено положение об обязательном указании в уставе общественного объединения порядка обжалования решений , действий, бездеятельности руководящих органов общественного объединения и рассмотрения жалоб.

Члены общественного объединения имеют право обжаловать решение , действие или бездействие другого члена общественного объединения , президента / Исполнительного директор т.д. , Совета / Правления или Общего собрания / Конференции путем подачи письменной жалобы , а именно :

    • на действия , бездействие или решения члена общественного объединения - первичная жалоба подается к Президенту / Исполнительного директор т.д. , который обязан получить письменные объяснения от лица , действия , бездействие или решение которого обжалуется , и в течение 20 ( двадцати ) рабочих дней рассмотреть жалобу с объяснениями и сообщить о результатах его рассмотрения заявителя . В случае отклонения жалобы - повторная жалоба подается в Совет / Правление, которое обязано рассмотреть жалобу на ближайшем заседание , с обязательным вызовом члена общественного объединения, жалуется , а также члена общественного объединения , бездействие или решение которого обжалуется . В случае отклонения жалобы Правлением - повторная жалоба подается в Общего собрания / конференции общественного объединения, обязаны рассмотреть жалобу на очередном внеочередном заседании , с обязательным вызовом члена общественного объединения жалующимся , а также члена общественного объединения действия , бездействие или решение которого обжалуется ;
    • на действия , бездействие или решения президента / Исполнительного директор т.п. - первичная жалоба подается в Совет / Правления , которая обязана рассмотреть жалобу на ближайшем заседание , с обязательным вызовом члена общественного объединения, жалуется , а также президента / Исполнительного директор т.п. действия , бездействие или решение которого обжалуется . В случае отклонения жалобы Советом / Правлением - повторная жалоба подается к Общему собранию / Конференции , которые обязаны рассмотреть жалобу на очередном или внеочередном заседании , с обязательным вызовом члена , который жалуется , а также президента / Исполнительного директор т.п. действия , бездействие или решение которого обжалуется ;
    • на действия , бездействие или решения члена Совета / Правления - первичная жалоба подается к Президенту / Исполнительного директор т.д., который обязан рассмотреть жалобу в течение 20 рабочих дней , с обязательным вызовом члена общественного объединения, жалуется , а также члена Правления действия , бездействие или решение которого обжалуется . В случае отклонения жалобы Президентом / Исполнительным директором и т.д. - повторная жалоба подается к Общему собранию / Конференции , которые обязаны рассмотреть жалобу на очередном или внеочередном заседании , с обязательным вызовом члена , который жалуется , а также члена Правления действия , бездействие или решения которого обжалуется .

Жалоба , которая требует рассмотрения на внеочередном Общем собрании / Конференции , является основанием для созыва такого Общего собрания / Конференции в течение тридцати дней со дня поступления такой жалобы ;

  • на действия , бездействие или решения Общего собрания / конференции общественного объединения - в суд в соответствии с действующим законодательством на момент обжалования таких действий, бездеятельности или решений .

1.9 . Источники поступления и порядок использования средств и другого имущества общественного объединения .

Общественное объединение со статусом юридического лица для выполнения своей уставной цели ( целей) имеет право владеть , пользоваться и распоряжаться средствами и другим имуществом , которое согласно закону передано таком общественному объединению его членами (участниками ) или государством , приобретенное как членские взносы , пожертвованное гражданами , предприятиями , учреждениями и организациями , приобретенное в результате предпринимательской деятельности такого объединения , предпринимательской деятельности созданных им юридических лиц ( организаций, предприятий ) , а также имуществом , приобретенным за счет собственных средств , временно предоставленным в пользование ( кроме распоряжения ) или на других основаниях , не запрещенных законом .

Право собственности общественного объединения со статусом юридического лица реализует его высший орган управления в порядке , предусмотренном законом и уставом общественного объединения . Отдельные полномочия по управлению имуществом по решению высшего органа управления общественного объединения могут быть возложены на созданные им в соответствии с уставом органы , юридические лица (общества , предприятия) , обособленные подразделения образованы общественным объединением .

Имущество и средства общественного объединения используются для уставной деятельности в соответствии с законодательством Украины , с учетом ограничений по общественных организаций со статусом неприбыльных , определенных Налоговым кодексом Украины .

Организация может осуществлять в отношении имущества и денежных средств, находящихся в его собственности любые сделки , не противоречащие уставу и законодательству Украины .

Источниками формирования средств и имущества общественного объединения могут быть :

  • средства и имущество, поступающие безвозмездно , безвозвратная финансовая помощь , добровольные пожертвования членов, других лиц ; пассивные доходы ;
  • дотации или субсидии из государственного или местных бюджетов , а также государственных целевых фондов;
  • благотворительная помощь , гуманитарная и техническая помощь;
  • доходы от основной деятельности общественной организации в соответствии с Уставом и законодательством .

Общественное объединение , созданные ею предприятия , организации и учреждения ведут оперативный и бухгалтерский учет , а также подают статистическую , финансовую и иную отчетность в порядке и объемах , установленных законодательством.

Общественное объединение не реже одного раза в год публикует отчеты и другую информацию об источниках привлечения средств и имущества для осуществления уставной деятельности и о направлениях их использования в соответствии с законодательством Украины .

В уставе это может быть сформулировано следующим образом :

... Организация может иметь право собственности , другие вещные права на движимое и недвижимое имущество , денежные средства в национальной и иностранных валютах , ценные бумаги , нематериальные активы и другое имущество , что не запрещено законом и способствует уставной деятельности Организации .

... Организация вправе осуществлять в отношении имущества и имущественных прав , которые находятся в его собственности или на иных вещных правах , сделки , не противоречащие законодательству и Уставу . Средства и имущество Организации используются для реализации уставных задач , оплаты труда и социальных мероприятий для работников Организации .

... Организация не несет ответственности по обязательствам членов Организации . Члены не несут ответственности по обязательствам Организации , если иное не предусмотрено законодательством.

Организация не имеет права обеспечивать ссуды или кредиты членам руководящих органов Организации . Конференция имеет право определить другие случаи конфликта интересов относительно использования активов Организации .

... Источниками формирования средств и имущества Организации могут быть:

1 ) средства и имущество, поступающие безвозмездно , безвозвратная финансовая помощь , добровольные пожертвования членов, других лиц;

2 ) пассивные доходы ;

3 ) дотации или субсидии из государственного или местных бюджетов , а также государственных целевых фондов;

4 ) благотворительная помощь , гуманитарная и техническая помощь;

5 ) доходы от основной деятельности Организации в соответствии с Уставом и законодательством.

... Организация , созданные ею предприятия , организации и учреждения ведут оперативный и бухгалтерский учет , а также подают статистическую , финансовую и иную отчетность в порядке и объемах , установленных законодательством.

... Организация не реже одного раза в год публикует отчеты и другую информацию об источниках привлечения средств и имущества для осуществления уставной деятельности и о направлениях их использования в соответствии с законодательством Украины.

1.10 . Порядок создания, деятельности и прекращения деятельности обособленных подразделений общественного объединения (в случае их создания общественным объединением , которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического лица).

В соответствии с пунктом 8 раздела V « Заключительные и переходные положения » Закона правовой статус местных ячеек общественных организаций , действовавших со статусом юридического лицу на день введения этого Закона в действие ( до 01.01.2013 ) , должен быть приведен в соответствие с Законом . Решение о прекращении таких центров как юридических лиц принимается высшим органом управлением общественной организации . Правопреемником имущества , активов и пассивов таких центров есть соответствующая общественная организация. Документы о прекращении местных ячеек со статусом юридического лица подаются в уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественной организации , в которую входят местные ячейки в случае представления общественной организацией решения высшего органа управления общественной организации и документов , которые подаются для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в соответствии Закону Украины « О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей».

В связи с тем , что Законом не установлен порядок внесения изменений в сведения о местных ячейках со статусом юридического лица, созданные до 01.01.2013 , в уполномоченные органы по вопросам регистрации доказано позицию относительно порядка внесения изменений в составе руководящих органов , изменении местонахождения , изменение КВЭД местных ячеек со статусом юридического лица в порядке, определенном статьей 14 Закона . Документы указанных изменений подаются в уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественной организации , в которую входят местные ячейки. Изменения в устав (положение ) местных ячеек со статусом юридического лица уполномоченным органом по вопросам регистрации не рассматриваются .

В соответствии со статьей 13 Закона общественные объединения со статусом юридического лица могут иметь обособленные подразделения, образуются по решению соответствующего руководящего органа общественного объединения в соответствии с уставом .

Обособленные подразделения общественного объединения не являются юридическими лицами .

Сведения об образованных обособленные подразделения общественного объединения подаются в уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественного объединения .

Обособленные подразделения общественного объединения могут действовать на основании положения , которое утверждается решением общественного объединения .

Обособленные подразделении представляют интересы общественного объединения и обеспечивают реализацию задач определенных уставом общественного объединения .

Обособленные подразделения по решению соответствующего руководящего органа общественного объединения в соответствии с уставом наделяются функциями по управлению имуществом общественного объединения Руководство обособленным подразделением осуществляет руководитель , назначаемый решением общественного объединения и действует на основании положения об обособленном структурном подразделении , или на основании доверенности .

В случае прекращения деятельности обособленного подразделения его имущество переходит в общественное объединение .

Деятельность обособленного подразделения не должна противоречить деятельности устава общественного объединения .

Решение о прекращении деятельности обособленного структурного подразделения принимается по решению соответствующего руководящего органа общественного объединения в соответствии с уставом.

В уставе эти положения могут быть указаны так:

... Члены Организации ведут совместную деятельность путем объединения в обособленные подразделения , создаваемые членами Организации по территориальному принципу по месту жительства не менее чем двумя членами Организации .

... Обособленные подразделения руководствуются в своей деятельности Уставом Организации .

... Обособленные подразделения Организации не имеют статуса юридического лица .

Обособленное подразделение имеет высший руководящий орган - собрание членов и руководителя обособленного подразделения , избираемый собранием членов Организации .

Руководитель обособленного подразделения организует деятельность членов Организации по выполнению устава Организации , ведет учет членов, принимаются в Организацию обособленным подразделением , осуществляет другие полномочия , предоставленные руководящими органами Организации .

Руководители обособленных подразделений имеют право действовать от имени Организации на основании доверенностей , выданных Исполнительным директором / президентом / Председателем .

... Организация подтверждает свой ​​всеукраинский статус в соответствии с законом.

1.11 . Порядок внесения изменений в устав.

Внесение изменений в устав / утверждении новой редакции устава утверждается решением высшего руководящего уставного органа общественного объединения ( Съезд , Общее собрание , конференция ).

Как правило , если вносимые в устав касающимися незначительной части , принимается решение о внесении изменений в устав . В случае изменения значительной части положений устава (обычно более , чем половины) , принимается решение об утверждении новой редакции устава .

Законодательством не установлено каких-либо особенностей относительно порядка принятия таких решений , указанные решения могут быть приняты в общем порядке для высшего уставного органа , предусмотренном в соответствующем разделе устава.

Вместе с тем , процедура принятия таких решений может быть выписана и отдельно. Например , решение о внесении изменений в устав / утверждении новой редакции устава могут приниматься 2 / 3 или 3 /4 делегатов / членов присутствующих на заседании высшего уставного органа .

Решение о внесении изменений оформляется протоколом в порядке, определенном законодательством.

О внесенных изменениях общественное объединение сообщает уполномоченный орган по вопросам регистрации по местонахождению общественного объединения в течение 60 дней со дня принятия такого решения руководящим уставным органом общественного объединения.

1.12 . Порядок принятия решения о самороспуске или реорганизации общественного объединения , а также по использованию его средств и другого имущества, оставшегося после самороспуска - для общественного объединения , которое намерено осуществлять деятельность со статусом юридического.

Решение о самороспуске или реорганизации общественного объединения принимается высшим руководящим органом общественного объединения по лица .

Законодательством не установлено каких-либо особенностей относительно порядка принятия таких решений , указанные решения могут быть приняты в общем порядке для высшего уставного органа , предусмотренном в соответствующем разделе устава.

Вместе с тем , процедура принятия таких решений может быть выписана и отдельно. Например , решение о внесении изменений в устав / утверждении новой редакции устава могут приниматься 2 / 3 или 3 /4 делегатов / членов присутствующих на заседании высшего уставного органа .

Высший руководящий орган , который принял решение о самороспуске общественного объединения , создает ликвидационную комиссию для проведения прекращения общественного объединения как юридического лица , а также принимает решение об использовании средств и имущества Организации после его ликвидации в соответствии с уставом .

В случае роспуска общественного объединения его имущество и средства после удовлетворения требований кредиторов передаются по решению общественного объединения на уставные или благотворительные цели другому ( нескольким другим) общественному объединению такого же статуса , а в случае непринятия такого решения - зачисляются согласно закона в государственный или местный бюджет.

Со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи о решении общественного объединения о самороспуске начинается прекращения общественного объединения как юридического лица и приобретает полномочия ликвидационная комиссия . Со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей записи о решении Организации о самороспуске такое решение не может быть отменено Организацией .

Реорганизация общественного объединения осуществляется путем его присоединения к другому общественного объединения такого же статуса. Реорганизация осуществляется на основании решения общественного объединения , которое присоединяется , о прекращении деятельности с присоединением к другому объединения и решение общественного объединения , к которому присоединяются , о согласии на такое присоединение . В случае реорганизации организации его имущество , активы и пассивы передаются правопреемнику.

Общественное объединение является таким , что прекратило свою деятельность , с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц- предпринимателей.

Пунктом 157.10 статьи 157 Налогового кодекса Украины установлено, что доходы или имущество неприбыльных организаций не подлежат распределению между их учредителями , участниками или членами и не могут использоваться для выгоды любого отдельного учредителя , участника или члена такой неприбыльной организации , ее должностных лиц (кроме оплаты их труда и отчислений на социальные мероприятия.

Общественное объединение может быть запрещено судом. Запрет общественного объединения влечет прекращение его деятельности . В случае принятия решения о запрете общественного объединения имущество , средства и другие активы по решению суда направляются в государственный бюджет.

В случае принятия судом решения о прекращении юридического лица общественного объединения по основаниям, указанным в Закон Украины « О государственной регистрации юридических и физических лиц- предпринимателей» , общественное объединение в течение шести месяцев в произвольной форме уведомляет уполномоченный орган по вопросам регистрации о продолжении деятельности без статуса юридического лица и предоставляет сведения о лице (лицах ) уполномоченных представлять общественное объединение .

Если общественное объединение в течение шести месяцев не сообщил уполномоченный орган по вопросам регистрации о продолжении деятельности без статуса юридического лица уполномоченный орган по вопросам регистрации вносит в Реестр общественных объединений запись о прекращении деятельности общественного объединения .

1.13.Статут общественного объединения может содержать дополнительные положения о создании , деятельности и роспуска или реорганизации общественного объединения.

В дополнительных разделах устава могут быть выписаны особенности, связанные со статусом общественного объединения (всеукраинский , молодежная или детская организация).

Общественное объединение , зарегистрированное в установленном законом порядке , может иметь всеукраинский статус при наличии у него обособленных подразделений в большинстве административно - территориальных единиц , указанных в части второй статьи 133 Конституции Украины , и если такое общественное объединение подтвердило такой статус в порядке , установленном статьей 19 Закона .

Особенности могут вытекать из намерения общественного объединения непосредственно заниматься предпринимательской деятельностью .

Если стоимости имущества общественного объединения со статусом юридического лица, непосредственно осуществляет предпринимательскую деятельность и в отношении которого принято решение о ликвидации , недостаточно для удовлетворения требований кредиторов , ликвидатор ( ликвидационная комиссия ) обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве такого общественного объединения в соответствии с Законом Украины « О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Если общественное объединение создано по профессиональному признаку и осуществляет деятельность саморегулируемой организации , в уставе следует предусмотреть положения, прямо вытекающие из соответствующих законов , о разработке обязательных для выполнения членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности , создание органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации , функции и полномочия которых соответствуют требованиям отраслевого закона.

II. Утверждение уставов.

Уставы общественных объединений излагаются на государственном языке, письменно , нумеруются но не прошиваются.

Титульная страница устава общественного объединения должно содержать гриф «УТВЕРЖДЕНО » и наименование общественного объединения .

Устав общественного объединения утверждается учредительным собранием учредителей.

Изменения в устав принимаются высшим руководящим органом управления ( общим собранием / Конференцией ) общественного объединения в порядке, определенном уставом общественного объединения ( 2 /3 ( 3 /4 ) голосов членов , участвующих в голосовании но не менее 75 % общего количества членов).

Положение устава должно соответствовать Конституции и законам Украины.

приложение 1
к Рекомендациям по разработке
уставов общественных объединений

УТВЕРЖДЕНО
Решением учредительного собрания основателей
__________________
(наименование общественного объединения )
от « ____ » ________ 20__ года
Протокол № ______

 

УСТАВ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (или союза )
«____________ ( Собственное общественной организации ) ______________»

 

 

 

г. Киев - 20__ год

 

приложение 2
к Рекомендациям по разработке
уставов общественных объединений

УТВЕРЖДЕНО
Решением учредительного собрания основателей
____________________
(наименование общественного объединения )
от « ____ » ________ 20__ года
Протокол № ______

ИЗМЕНЕНИЯ УТВЕРЖДЕНО
Решением высшего руководящего органа
( Общим собранием / Конференцией )

(наименование общественного объединения )
от « ____ » ________ 20__ года
Протокол № ______

 

УСТАВ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (или союза )
«____________ ( Собственное общественной организации ) ______________»

( с изменениями или новая редакция )
Идентификационный код: ________________

 

 

 

                                                            г. Киев - 20__ год

Источник